От князя Олега до Берлинской стены, или Нобелевская премия за Кубок Содружества
В последнее время Кубок Содружества часто сравнивают с тяжело больным человеком. Сравнение не лестное, особенно для Российского Футбольного Союза. Но мы имеет то, что имеем. И РФС тут не при чем.
Времена изменились, и если лет эдак 10 назад какой-то узбекский клуб даже не мечтал о полуфинале этого турнира, то сейчас «Бунёдкор» сознательно является в Москву сильно ослабленным составом. А Беларусь делегирует в великую когда-то столицу свою третью команду. Нет сейчас ни «Спартака» московского, ни «Динамо» киевского, «настоящего». Нет даже тбилисских и минских «динамовцев». Но репутация и авторитет - слишком сложные и многосторонние понятия, чтобы смотреть на них под одним взором. Ведь кого уважают? Сильного, но не обязательно богатого.
Турнир чемпионов СНГ и Балтии никогда особо крупным бюджетом не славился. И «Спартак» (Москва), и «Динамо» (Киев) выигрывали этот мини-турнир исключительно ради престижа. Чтобы в лишний раз доказать кто сильнее, Россия или Украина. С наступлением 2000-х годов эта своеобразная «борьба титанов» отпала сама собой. Год за годом люди относились и относятся к этому турниру все холоднее, ведь Кубок Содружества – отголосок прошлого. Футбол - игра молодых людей. А для молодых людей не существует синдромов ностальгии под названием «Союз нерушимый».
Однако есть в душе русской что-то властное, заставляющее всех и всегда опекать, связывать, держать на близком расстоянии, под рукой. Страны Закавказье, Средней Азии, Прибалтики, славяноязычные страны Восточной Европы, Скандинавия – слабость России. Это идет от князя Олега Вещего, Ивана Грозного, ПетраI,ЕкатериныII,Ленина. Слабость, от которой никуда не уйдешь. Годы меняются – народы остаются. И уже нет времен кочевых, и уже народы научились ценить свои земли, отвоеванные веками.
Сейчас турнир чемпионов СНГ и Балтии не пахнет ностальгией. Советские страницы в судьбе большинства народов давно перевернуты, и хоть последствия 70-летней, для кого-то счастливой, для кого-то невыносимой жизни мы ощущаем до сих пор, ничто уже не вернет ту атмосферу, которая царила во всех уголках СССР. Это, как вернуться в родную школу через несколько лет. Вроде бы все на месте: те же серые стены, тот же спортзал, те же преподаватели, тот же директор, и твои одноклассники рядом, – они тоже пришли сюда, вспоминать давние времена. Только нет той атмосферы легкости и принудительности, тех страхов от «двойки» в дневнике, тех ужасов, в которые подвергал тебя учитель по алгебре.
XXI век – век циников. И футбол стал каким-то циничным.
Кубок Содружества очень похож на СССР. Почти та же самая идея, та же самая романтическая атмосфера, та же русская речь, тот же антураж. Но этот антураж турниру уже не поможет. Как не помогло в свое время самой сверхдержаве.
Кубок Содружества обречен. И в иной раз достойно умереть намного лучше жалкого существования. Горбачев в 1991-м, от умности ли, глупости ли, предпочел первое, заранее получив Нобелевскую премия, именно за ту «гениальную» работу, которую еще предстояло закончить.
Ни падение Берлинской стены, ни «его ведущая роль в мирном процессе, который сегодня характеризует важную составную часть жизни международного сообщества» тут не при чем.
Впору выдвинуть в кандидаты на Нобелевскую премия тех энтузиастов, которые проведением Кубка Содружества, стараются укрепить дружбу между народами постсоветского пространства!
Это не шутка.